Все
Отредактировано:17.06.07 15:51
«Человеку можно простить многое, но это не избавляет
его от страданий. Лошади простительно, что она не человек; однако ей
волей-неволей приходится быть лошадью, а не человеком».
(Спиноза)
- …Если ты будешь повторять всякие банальности, Лесник, - типа, - посади дерево, вырасти, и построй дом из него, то зачем тогда столько пива? – Спросил Воланд.
- Если же ты хочешь спросить о жизни, то зачем ты столь беспечен? Был бы ты столь же беспечен, если бы речь шла о твоей жизни? А ведь мы говорим именно об этом! Не советую тебе быть столь уж безответственным.
Лесник кривился от непонятной досады. Глядя туманно в костёр, он думал о свободе,
и ненависти… и о свободе в любви. Возможно он и сказал об этом вслух, потому что..
- Свободы в любви нет. Но если ты не зависишь от любви, если ты носишь её в себе,
тогда ты сможешь наслаждаться счастьем в одиночестве. Тот, кто может быть счастливым в одиночестве, является настоящей личностью. Если твое счастье зависит от других, то ты раб, ты не свободен, ты в кабале. Зависимость - это вид рабства, общение - это возможность поделиться своими чувствами. Ты будешь общаться со многими людьми, ты будешь делиться со многими своей радостью, но ни от кого не будешь зависеть и не допустишь, чтобы кто-то зависел от тебя. – сказал в пространство Воланд.
- А быть свободным в обществе, это как?
- От общества ты не свободен. Да. Но переделывать, изменять, эту навозную кучу…
Это уподобляться мухе, которая лишь помогает разложению, и кормится им. Пчела,
больно жалит, но летает дальше и приносит полезное. Единственный путь к трансформации общества - трансформация отдельных индивидуумов, другого пути нет, здесь угол не срежешь.
- Понятно… Твои банальности удивительнее… Напиться захотелось сегодня. – открывая
банку пояснил Лесник. Воланд промолчал в костёр.
- Однажды, старые, мёртвые уже боги, воевали за Олимп. – начал он глядя в огонь . - Надо сказать
грязненькая была война. И победил Зевс. Не нарушая прямо договорённости с Титанами, он, опосредованно, через «героев» (полубоги), начал уничтожать тех, кто затаил ненависть. Геракл, например, истребил почти всех, даже друга Несса, врача кентавра,
поразил стрелой смоченной страшным ядом Лернейской гидры, когда Боги отняли его разум.. просто по пьяни. Несс не мог умереть, будучи бессмертным, но добровольно сошёл в Аид, (нынешний ад) не умея жить от страшных мук. Отдав юному Асклепию,
своё бессмертие, он предпочёл царство теней…
- Ты слушаешь?
- О чём ты? Не понимаю…
- О ненависти.
- Продолжай, пожалуйста…
- Да в общем, осталось лишь осветить некоторые моменты… Например, Титанида Лера,
как и Горгона, были прекраснейшими из созданий! Настолько что любви одной из них,
страстно, и всеми путями, добивался лично Зевс! И обе они, скрылись в горах и болотах,
и всё что у них осталось, - это лютая ненависть, и время… Достаточно этих факторов,
Лесник, что бы стать чудовищем! Кровь гидры из Лернейских болот, ненависть превратила в яд который не выносят даже бессмертные… вот что бывает даже с титанами.
Но Прометей, например, лишил Богов монополии огня, за что и мучится на скале… но сохранив в этом почти человеческом поступке, себя Титаном! Решившись на доброе… Его разрушают каждый день, а он возрождается... Тупой Зевс! Если бы он мучил его ненавистью, тот давно стал бы чудовищем, которое уничтожают...
- Да.. прикуривая от костра, не опали бороду,.. - провёл Лесник по щетине рукой, и улыбнулся. – Давно говоришь? Может нагрянем в гости к Прометею? Думаю, - Лесник кивнул на пиво,- он не будет переживать за свою печень! А?
Грея у костра ладони, Воланд усмехнулся,
- Что ж, кое чем, люди обязаны ему… собирайся.
В пути ему подумалось; - обращать внимание
неудачников на то, что они наверняка, пусть отчасти, сами повинны в своих неудачах, объяснять им, что неведение и глупость караются природой вещей не менее жестоко, чем откровенно злой умысел,--эти занятия никак не назовешь приятными. Это всегда неприятно, однако, насколько он мог судить, абсолютно необходимо. Ибо разве остается надежда, спросил он себя, разве остается хоть самый слабенький лучик надежды человеку, который и вправду верит, что его
«возненавидели напрасно» и что он не повинен в своих несчастьях?